На диком пляже у берегов Каспийского моря, недалеко от древнего Дербента, покоится уникальный памятник советской инженерной мысли — ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь». Эта гигантская машина, напоминающая одновременно самолет и корабль, уже несколько лет привлекает тысячи туристов, став одной из самых необычных достопримечательностей не только Дагестана, но и всей России.
Экраноплан — это транспортное средство, использующее для полета так называемый «экранный эффект»: при движении на небольшой высоте (обычно 1-5 метров) над поверхностью воды или земли между крылом и поверхностью создается область повышенного давления, что дает дополнительную подъемную силу. Это позволяет экранопланам перевозить гораздо большие грузы при той же мощности двигателей, чем самолетам, и развивать скорость, недоступную обычным кораблям.
«Лунь» (проект 903) стал единственным в мире построенным и принятым на вооружение ударным экранопланом-ракетоносцем. Его создание началось в 1970-х годах в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р.Е. Алексеева в Горьком (ныне Нижний Новгород). Главным конструктором был В.Н. Кирилловых.
Размеры «Луня» действительно впечатляют: - Длина: 73,8 метра (длиннее железнодорожного вагона) - Высота: 19,2 метра (с пятиэтажный дом) - Размах крыла: 44 метра - Площадь крыла: 550 кв. метров каждое - Масса пустого: 243 тонны - Максимальная взлетная масса: 380 тонн - Экипаж: всего 10 человек
Силовая установка состояла из восьми турбореактивных двигателей НК-87, расположенных на пилоне в носовой части. Каждый двигатель развивал тягу 13 000 кгс. Это позволяло «Луню» развивать скорость до 500 км/ч — в 5-6 раз быстрее самых скоростных военных кораблей того времени!
Вооружение соответствовало ударным задачам: шесть противокорабельных ракет «Москит» (по международной классификации SS-N-22 Sunburn) в пусковых контейнерах, установленных на «спине» экраноплана. Также имелись авиационные пушки для самообороны.
Строительство первого (и, как оказалось, единственного) экраноплана проекта 903 началось в 1983 году на опытном заводе «Волга» в Горьком. Спуск на воду состоялся 16 июля 1986 года, после чего «Лунь» отправили в Каспийск для испытаний.
Испытания продолжались до 1991 года и прошли успешно. Была подтверждена возможность поражения надводных целей на расстоянии до 120 км. В 1991 году экраноплан передали в состав 236-го дивизиона экранопланов Каспийской флотилии.
Однако судьба «Луня» оказалась типичной для многих перспективных советских разработок конца 1980-х — начала 1990-х годов. Распад СССР, сокращение военных расходов, изменение военной доктрины привели к тому, что уникальная машина так и не была принята на полноценное вооружение. В начале 2000-х годов экраноплан поставили на консервацию в сухой док завода «Дагдизель» в Каспийске.
Прозвище «Каспийский монстр» (Caspian Sea Monster) появилось еще до создания «Луня». В 1960-х годах американские спутники-шпионы засекли на Каспии странный объект гигантских размеров. На его борту были видны буквы «КМ». Американская разведка, не понимая, что перед ними — самолет или корабль, расшифровала эти буквы как «Каспийский Монстр» (хотя на самом деле это означало «Корабль-Макет»).
Этим объектом был экспериментальный экраноплан КМ («Корабль-макет»), созданный под руководством Ростислава Алексеева. При длине 92 метра и взлетной массе 544 тонны он почти 15 лет оставался самым тяжелым летательным аппаратом в мире! КМ затонул в 1980 году во время испытаний после ошибки пилота, но успел стать прототипом для «Луня» и подарил ему свое легендарное прозвище.
В 2020 году было принято решение о перемещении «Луня» из Каспийска в Дербент для создания военно-патриотического парка «Патриот». Операция по транспортировке стала уникальной инженерной задачей.
В июле 2020 года экраноплан отбуксировали из дока завода «Дагдизель» в акваторию Каспийского моря. Далее началась самая сложная часть — вытаскивание 380-тонного гиганта на берег. Для этого использовались: - Корабли Каспийской флотилии для буксировки - Воздушные подушки для уменьшения трения - Система тросов и лебедок - Несколько тягачей
Операция заняла несколько недель. Каждый день «Луня» удавалось продвинуть на берег всего на несколько сантиметров. Только к концу лета 2020 года экраноплан окончательно занял свое нынешнее положение на пляже.
Сейчас «Лунь» находится на диком пляже примерно в 19 км к югу от Дербента. Гигант удерживается на месте системой тросов, предотвращающих его сползание в море. Несмотря на отсутствие официального музейного статуса, экраноплан уже стал популярной достопримечательностью.
По последним данным, создание парка «Патриот» в Дербенте планируется завершить в ближайшие годы. «Лунь» должен стать центральным экспонатом этого комплекса. Предполагается, что будет восстановлен доступ внутрь экраноплана, создана экспозиция, посвященная истории советского экранопланостроения.
На автомобиле из Дербента: 1. Выезжайте из города в южном направлении по федеральной трассе Р217 2. Через примерно 15 км будет поворот к морю в районе поселка Авадан 3. Далее по грунтовой дороге около 4 км до пляжа 4. Общее расстояние: 19 км, время в пути: 25-35 минут
Координаты для навигатора: 41.940875, 48.379311
На общественном транспорте: 1. С железнодорожного вокзала Дербента садитесь на электричку до станции «2429 км» (Авадан) 2. Расписание электричек нужно уточнять на месте, обычно 3-4 рейса в день 3. От станции до пляжа около 4 км пешком или на попутке
На такси: В Дербенте работают сервисы Яндекс Go, Maxim, местные такси. Стоимость поездки в одну сторону — примерно 500-700 рублей.
Древний Дербент (19 км) — один из старейших continuously inhabited городов мира с крепостью Нарын-Кала, признанной ЮНЕСКО
Самурский лиановый лес (40 км) — уникальный субтропический лес с лианами, реликтовыми растениями и водопадами
Крепость семи братьев и одной сестры (25 км) — легендарная горная крепость с потрясающими видами
Бархан Сарыкум (60 км) — самый большой песчаный бархан в Евразии, памятник природы
Сулакский каньон (120 км) — один из самых глубоких каньонов в мире (1920 метров)
Лучшее время для посещения: с апреля по октябрь. Летом может быть очень жарко, берите воду и головные уборы.
Одежда: удобная обувь для хождения по песку и камням.
Фотосъемка: лучшее освещение — утром до 11:00 и вечером после 16:00.
Безопасность: не пытайтесь залезать на экраноплан — это опасно и запрещено. Также будьте осторожны на пляже — могут быть сильные волны.
Инфраструктура: на месте нет кафе, туалетов, магазинов. Все необходимое берите с собой.
Несмотря на закрытие проекта «Лунь», работы по созданию экранопланов в России продолжаются. В 2020-х годах были представлены проекты гражданских экранопланов «Чайка» и «Орион», предназначенных для перевозки пассажиров и грузов в труднодоступных регионах Севера и Дальнего Востока. Военные также проявляют интерес к возрождению этого вида техники.
Экраноплан «Лунь» — это не просто ржавеющая техника на берегу. Это: - Уникальный памятник советской инженерной мысли - Свидетельство технологического прорыва, опередившего время - Конкретное воплощение «экранного эффекта», который изучают в университетах всего мира - Часть истории Каспийской флотилии и ВМФ России - Отличный объект для фотографирования на фоне моря
Если вы путешествуете по югу России, обязательно посетите и другие уникальные места. Например, в окрестностях Анапы находится множество интересных достопримечательностей — от древних городищ до современных развлекательных комплексов. Полный список с картой и описанием можно найти на странице http://www.anapayachts.ru/attractions/. Там представлены как природные объекты вроде Утришского дельфинария и Большого Утриша, так и исторические памятники, включая раскопки древней Горгиппии.
Экраноплан «Лунь» в Дербенте — это must-see для всех, кто интересуется историей техники, военным делом или просто ищет необычные впечатления. Несмотря на некоторую заброшенность и труднодоступность, вид этого гиганта, застывшего на берегу Каспийского моря, стоит того, чтобы проделать путь. Это живая история, которую можно потрогать руками, и редкая возможность увидеть технологию, не имеющую аналогов в мире.
Планируя поездку, учитывайте, что инфраструктура вокруг объекта практически отсутствует, но это компенсируется уникальностью впечатлений. А сочетание посещения «Луня» с осмотром древнего Дербента сделает вашу поездку в Дагестан по-настоящему незабываемой.
Ленина 1, Анапа
+7-995-011-70-10> (Рады принять звонок с 9.00 до 19.00)
Анапа Яхты 2025