Экраноплан «Лунь» в Дербенте: Каспийский монстр на берегу моря
Экраноплан Лунь в Дербенте: как добраться, история, фото

На диком пляже у берегов Каспийского моря, недалеко от древнего Дербента, покоится уникальный памятник советской инженерной мысли — ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь». Эта гигантская машина, напоминающая одновременно самолет и корабль, уже несколько лет привлекает тысячи туристов, став одной из самых необычных достопримечательностей не только Дагестана, но и всей России.

Что такое экраноплан и почему «Лунь» уникален

Экраноплан — это транспортное средство, использующее для полета так называемый «экранный эффект»: при движении на небольшой высоте (обычно 1-5 метров) над поверхностью воды или земли между крылом и поверхностью создается область повышенного давления, что дает дополнительную подъемную силу. Это позволяет экранопланам перевозить гораздо большие грузы при той же мощности двигателей, чем самолетам, и развивать скорость, недоступную обычным кораблям.

«Лунь» (проект 903) стал единственным в мире построенным и принятым на вооружение ударным экранопланом-ракетоносцем. Его создание началось в 1970-х годах в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р.Е. Алексеева в Горьком (ныне Нижний Новгород). Главным конструктором был В.Н. Кирилловых.

Технические характеристики, поражающие воображение

Размеры «Луня» действительно впечатляют: - Длина: 73,8 метра (длиннее железнодорожного вагона) - Высота: 19,2 метра (с пятиэтажный дом) - Размах крыла: 44 метра - Площадь крыла: 550 кв. метров каждое - Масса пустого: 243 тонны - Максимальная взлетная масса: 380 тонн - Экипаж: всего 10 человек

Силовая установка состояла из восьми турбореактивных двигателей НК-87, расположенных на пилоне в носовой части. Каждый двигатель развивал тягу 13 000 кгс. Это позволяло «Луню» развивать скорость до 500 км/ч — в 5-6 раз быстрее самых скоростных военных кораблей того времени!

Вооружение соответствовало ударным задачам: шесть противокорабельных ракет «Москит» (по международной классификации SS-N-22 Sunburn) в пусковых контейнерах, установленных на «спине» экраноплана. Также имелись авиационные пушки для самообороны.

История создания и службы

Строительство первого (и, как оказалось, единственного) экраноплана проекта 903 началось в 1983 году на опытном заводе «Волга» в Горьком. Спуск на воду состоялся 16 июля 1986 года, после чего «Лунь» отправили в Каспийск для испытаний.

Испытания продолжались до 1991 года и прошли успешно. Была подтверждена возможность поражения надводных целей на расстоянии до 120 км. В 1991 году экраноплан передали в состав 236-го дивизиона экранопланов Каспийской флотилии.

Однако судьба «Луня» оказалась типичной для многих перспективных советских разработок конца 1980-х — начала 1990-х годов. Распад СССР, сокращение военных расходов, изменение военной доктрины привели к тому, что уникальная машина так и не была принята на полноценное вооружение. В начале 2000-х годов экраноплан поставили на консервацию в сухой док завода «Дагдизель» в Каспийске.

«Каспийский монстр»: происхождение легендарного прозвища

Прозвище «Каспийский монстр» (Caspian Sea Monster) появилось еще до создания «Луня». В 1960-х годах американские спутники-шпионы засекли на Каспии странный объект гигантских размеров. На его борту были видны буквы «КМ». Американская разведка, не понимая, что перед ними — самолет или корабль, расшифровала эти буквы как «Каспийский Монстр» (хотя на самом деле это означало «Корабль-Макет»).

Этим объектом был экспериментальный экраноплан КМ («Корабль-макет»), созданный под руководством Ростислава Алексеева. При длине 92 метра и взлетной массе 544 тонны он почти 15 лет оставался самым тяжелым летательным аппаратом в мире! КМ затонул в 1980 году во время испытаний после ошибки пилота, но успел стать прототипом для «Луня» и подарил ему свое легендарное прозвище.

Перемещение в Дербент: уникальная операция

В 2020 году было принято решение о перемещении «Луня» из Каспийска в Дербент для создания военно-патриотического парка «Патриот». Операция по транспортировке стала уникальной инженерной задачей.

В июле 2020 года экраноплан отбуксировали из дока завода «Дагдизель» в акваторию Каспийского моря. Далее началась самая сложная часть — вытаскивание 380-тонного гиганта на берег. Для этого использовались: - Корабли Каспийской флотилии для буксировки - Воздушные подушки для уменьшения трения - Система тросов и лебедок - Несколько тягачей

Операция заняла несколько недель. Каждый день «Луня» удавалось продвинуть на берег всего на несколько сантиметров. Только к концу лета 2020 года экраноплан окончательно занял свое нынешнее положение на пляже.

Текущее состояние и планы на будущее

Сейчас «Лунь» находится на диком пляже примерно в 19 км к югу от Дербента. Гигант удерживается на месте системой тросов, предотвращающих его сползание в море. Несмотря на отсутствие официального музейного статуса, экраноплан уже стал популярной достопримечательностью.

По последним данным, создание парка «Патриот» в Дербенте планируется завершить в ближайшие годы. «Лунь» должен стать центральным экспонатом этого комплекса. Предполагается, что будет восстановлен доступ внутрь экраноплана, создана экспозиция, посвященная истории советского экранопланостроения.

Как добраться до экраноплана «Лунь»

На автомобиле из Дербента: 1. Выезжайте из города в южном направлении по федеральной трассе Р217 2. Через примерно 15 км будет поворот к морю в районе поселка Авадан 3. Далее по грунтовой дороге около 4 км до пляжа 4. Общее расстояние: 19 км, время в пути: 25-35 минут

Координаты для навигатора: 41.940875, 48.379311

На общественном транспорте: 1. С железнодорожного вокзала Дербента садитесь на электричку до станции «2429 км» (Авадан) 2. Расписание электричек нужно уточнять на месте, обычно 3-4 рейса в день 3. От станции до пляжа около 4 км пешком или на попутке

На такси: В Дербенте работают сервисы Яндекс Go, Maxim, местные такси. Стоимость поездки в одну сторону — примерно 500-700 рублей.

Что посмотреть рядом с экранопланом «Лунь»

  1. Древний Дербент (19 км) — один из старейших continuously inhabited городов мира с крепостью Нарын-Кала, признанной ЮНЕСКО

  2. Самурский лиановый лес (40 км) — уникальный субтропический лес с лианами, реликтовыми растениями и водопадами

  3. Крепость семи братьев и одной сестры (25 км) — легендарная горная крепость с потрясающими видами

  4. Бархан Сарыкум (60 км) — самый большой песчаный бархан в Евразии, памятник природы

  5. Сулакский каньон (120 км) — один из самых глубоких каньонов в мире (1920 метров)

Советы для посещения

  1. Лучшее время для посещения: с апреля по октябрь. Летом может быть очень жарко, берите воду и головные уборы.

  2. Одежда: удобная обувь для хождения по песку и камням.

  3. Фотосъемка: лучшее освещение — утром до 11:00 и вечером после 16:00.

  4. Безопасность: не пытайтесь залезать на экраноплан — это опасно и запрещено. Также будьте осторожны на пляже — могут быть сильные волны.

  5. Инфраструктура: на месте нет кафе, туалетов, магазинов. Все необходимое берите с собой.

Интересные факты о «Луне»

  • «Лунь» мог нести ракетное вооружение, способное уничтожить авианосец
  • При полете на высоте 1-5 метров над водой он был практически невидим для радаров
  • Расход топлива у экраноплана был в 2-3 раза меньше, чем у самолета аналогичной грузоподъемности
  • Второй экраноплан проекта 903 («Лунь-2») строился как спасательный, но так и не был достроен
  • Всего планировалось построить 8 экранопланов типа «Лунь», но проект закрыли в 1990-х

Экранопланы в современной России

Несмотря на закрытие проекта «Лунь», работы по созданию экранопланов в России продолжаются. В 2020-х годах были представлены проекты гражданских экранопланов «Чайка» и «Орион», предназначенных для перевозки пассажиров и грузов в труднодоступных регионах Севера и Дальнего Востока. Военные также проявляют интерес к возрождению этого вида техники.

Почему стоит увидеть «Лунь»

Экраноплан «Лунь» — это не просто ржавеющая техника на берегу. Это: - Уникальный памятник советской инженерной мысли - Свидетельство технологического прорыва, опередившего время - Конкретное воплощение «экранного эффекта», который изучают в университетах всего мира - Часть истории Каспийской флотилии и ВМФ России - Отличный объект для фотографирования на фоне моря

Что еще посмотреть в Краснодарском крае и рядом

Если вы путешествуете по югу России, обязательно посетите и другие уникальные места. Например, в окрестностях Анапы находится множество интересных достопримечательностей — от древних городищ до современных развлекательных комплексов. Полный список с картой и описанием можно найти на странице http://www.anapayachts.ru/attractions/. Там представлены как природные объекты вроде Утришского дельфинария и Большого Утриша, так и исторические памятники, включая раскопки древней Горгиппии.

Заключение

Экраноплан «Лунь» в Дербенте — это must-see для всех, кто интересуется историей техники, военным делом или просто ищет необычные впечатления. Несмотря на некоторую заброшенность и труднодоступность, вид этого гиганта, застывшего на берегу Каспийского моря, стоит того, чтобы проделать путь. Это живая история, которую можно потрогать руками, и редкая возможность увидеть технологию, не имеющую аналогов в мире.

Планируя поездку, учитывайте, что инфраструктура вокруг объекта практически отсутствует, но это компенсируется уникальностью впечатлений. А сочетание посещения «Луня» с осмотром древнего Дербента сделает вашу поездку в Дагестан по-настоящему незабываемой.

Автор: Pasha_Anapa

Морские путешествия и рыбалка от сервиса "Анапа Яхты"

Ленина 1, Анапа

+7-995-011-70-10 (Рады принять звонок с 9.00 до 19.00)

Карта сайта

Анапа Яхты 2025